nitik_680217 (nitik_680217) wrote,
nitik_680217
nitik_680217

Categories:

Несколько слов о Венеции, 3.

    005 - копия.JPGНа снимке дворец Дожей. Экспонат выставки в Особняке Румянцева. Неизвестный фотограф, 1860-е годы.
    Итак, несколько слов об одном из художников, не принадлежавших к направлению, в котором работал Тициан и его единомышленники.
    На мой взгляд, он очень интересный художник, Витторе Карпаччо (годы жизни приблизительно 1465 - 1526).
                                                                                    Vittore_Carpaccio_082.jpg
    Вверху картина художника "Портрет дворянина". Работа мастера, это очевидно. Однако у художника есть и такие работы, в которых можно, действительно, усмотреть застылость, неподвижность. Например, картина "Две дамы венецианки", фото внизу.
                                              800px-Vittore_Carpaccio_079 - копия.jpg                                               
И всё же, странное дело, но мне стиль этой картины кажется каким-то удивительно современным. Такое впечатление, что он находится в русле тех поисков новых средств выражения, которые вели художники во второй половине XIX - начале ХХ века.  Наверное, я ошибаюсь.                                                 
    У Витторе Карпаччо есть прекрасные портреты, но он мне нравится больше всего там, где выступает скорее как летописец, чем как художник, запечатлевая своё время - время уже уходящего позднего Средневековья, как, например, на картине "Молодой рыцарь на фоне пейзажа".  Кроме того, художником написан  целый цикл картин (9 картин), посвящённых святой Урсуле. От них прямо-таки веет Средневековьем. Одна из этих работ на снимке внизу, после вставки.
     (Св. Урсула приняла мученическую кончину от гуннов, народа монгольского происхождения, пришедшего из Азии. По преданию, она была дочерью британского короля и жила в IV веке. Ей предстоял брак, но она выговорила себе условие, что отправится в длительное путешествие, в то время, как её жених-язычник будет изучать христианскую веру. Королевскую дочь сопровождало множество девиц. Во время путешествия она встретилась с Папой Римским, который предупредил её о предстоящей ей мученической кончине (момент встречи запечатлён на картине Карпаччо). В XII веке были обретены возле Кёльна мощи св. Урсулы и сопровождавших её девиц, и потому её иногда называют Урсулой Кёльнской. Она была канонизирована ещё единой христианской церковью, однако почитается преимущественно на Западе. В XVI веке был основан монашеский орден урсулинок, ставивший своей целью заботу о бедных. Особенно широкое распространение орден получил во Франции, где перед революцией, в конце XVIII века, в одном только Париже насчитывалось 13 монастырей урсулинок. Святая Урсула является покровительницей молодёжи, студентов, учителей. В её честь названы многие университеты).
   "Легенда о св. Урсуле. Встреча с Папой Кириаком", 1490 - 1496.
                                                                                      Vittore_Carpaccio_044 - копия.jpg                                              
    Есть мнение, что о XVI веке надо судить не только по произведениям Тициана и его единомышленников, но и по работам тех мастеров, которые не просто реконструировали античность, но вырабатывали свой, особый стиль. По-моему, это правильно.
    Итак, с венецианской живописью мы разобрались, расставили всех по местам, кого направо, кого налево, кого посередине, и навели порядок. Теперь надо навести порядок в архитектуре.
    А если говорить серьёзно, то об архитектуре мне сказать нечего. Её надо видеть. К тому же сейчас в Сети много материалов о Венеции, написанных побывавшими там туристами, и снабжённых прекрасными фотографиями.
    Несколько слов всё же скажу.
    Облик города сформировался в XIV -  XVI веках. Отличительной особенностью Венеции является существование в ней различных архитектурных стилей. В хронологическом порядке это византийский, романский, готический и стиль Ренессанса. Прекрасные дворцы, встающие из воды, построены на сваях из лиственницы, дерева, почти не гниющего в воде. В Венеции существуют, естественно, не только каналы, но и улочки, и переулки, и набережные. Есть даже кладбище.
    В современной Венеции проживают примерно 260 тысяч жителей. Это крупный туристический и культурный центр. На материке находится аэропорт, нефтеперерабатывающий и другие заводы.
    Есть и проблемы. Неудобства для туристов причиняет отсутствие канализации, к которой мы привыкли. Вода в каналах "цветёт".  Повышенная сырость приводит к распространению грибка. Некотоые туристы отмечают очень плохое состояние фасадов дворцов (что видно, кстати сказать, даже на фотографиях). Однако есть и большое преимущество - отсутствие машин.
    Надо сказать, что уже некоторые русские путешественники относились к Венеции несколько критически, хотя в основном, конечно, отзывы были восторженные. Вот что пишет в своих письмах к сестре наш знаменитый литератор Денис Иванович Фонвизин (цитаты с выставки): "город пречудный", отмечает он и добавляет несколько похвальных слов, после чего  продолжает "...из доброй воли здесь жить нельзя. Вообрази себе людей, ...для которых вся красота природы совершенно погибла...". А заключает своё описание автор "Недоросля" совсем уже резкими словами: "...Жары, соединяясь с престрашною вонью из каналов, так несносны, что мы больше двух дней здесь не пробудем".
    Всё же с экологией в Венеции, наверное, не так уж плохо. Где с экологией плохо, так это у нас.
    Скажу несколько слов на эту тему.
    В 80-е - 90-е годы об экологии писали очень много. Наше общество впервые узнало правду об экологической обстановке в стране. Оказалось, в частности, что в результате "научно обоснованной системы хозяйствования" пересохло Аральское море. Хвалёная "индустриализация" привела к катастрофическому состоянию рек России. К сожалению, за истекшие 30 с лишним лет положение не изменилось. Об этом можно узнать из материалов Минприроды. Статья, написанная на основе этих материалов, есть в Интернете и называется "10 самых грязных рек России". Приведу некоторые сведения из этой работы.
    Загублена полностью Обь, вода в ней уже непригодна для питья. Днепр, одна из самых больших рек Европы, местами напоминает заиленную канаву. Волга представляет собой систему водохранилищ; турбины электростанций нагревают воду и лишают её кислорода. Загублены другие крупные (Дон, Енисей) и не очень крупные реки (Терек, Урал).
    Вот такая нерадостная картина.
    И на этом я заканчиваю свои "записки непрофессионала".
    Внизу последняя "картинка с выставки", работа русского пейзажиста Генриха Генриховича Шмидта  "Канал St. Barnaba. Венеция". В 1914 году на персональной выставке художника картина была приобретена лицами Августейшей фамилии и до революции хранилась в Аничковом дворце.
                                                                              002 - копия.JPG
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несколько слов о Венеции, 2.

    На снимке вверху Белый зал Особняка Румянцева, оформленный для выставки о Венеции особенно удачно: пол устлан материалом, имитирующим…

  • Несколько слов о Венеции, 1.

    Неизвестный художник с оригинала 1570-х годов Якопо Цукки (1541 - 1590). Портрет Клелии Фарнезе Чезарини, 1780 - 1860-е, экспонат выставки в…

  • Поездка в Старую Руссу (окончание)

    На снимке привокзальная часовня в Старой Руссе. В начале расскажу о своей поездке в Леохново, ради которой я и приехала в этот город. Сейчас в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments