nitik_680217 (nitik_680217) wrote,
nitik_680217
nitik_680217

Categories:

Несколько слов о Венеции, 1.

    009 - копия.JPGНеизвестный художник с оригинала 1570-х годов Якопо Цукки (1541 - 1590). Портрет Клелии Фарнезе Чезарини, 1780 - 1860-е, экспонат выставки в Особняке Румянцева.
    В конце декабря минувшего года в Особняке Румянцева (Английская набережная, 44) открылась выставка под названием "Венеция вдали как странный сон...".
    Само оформление выставки, не говоря о представленных на ней работах, производит сильное впечатление: все залы, а их несколько, украшены материалом, имитирующим знаменитые венецианские зеркала, как бы уже почерневшие от времени.  На выставке представлены фотографии II-й половины XIX - начала ХХ века и старинные гравюры из фондов Музея истории Санкт-Петербурга. Внизу на снимке офорт, выполненный неизвестным гравёром по рисунку Лодовейса Тупута (приблизительно 1550 - 1604 или 1605), "Площадь святого Марка в Венеции", 1580 - 1585.
                                                          011 - копия.JPG
Выставка  сопровождается пояснениями, к сожалению, иногда неудобочитаемыми, поскольку сделаны на зеркальном материале с зачернениями. Приводятся также отрывки из описаний Венеции, оставленных русскими путешественниками, начиная с записок стольника П.А.Толстого, посетившего город в конце XVII века. Есть и стихи, посвящённые Венеции - Бунина, Ходасевича и других поэтов. Среди них  стихотворение Бориса Пастернака. Я давно его не перечитывала, но раньше относилась очень хорошо к его творчеству и никогда не замечала у него стремления работать на публику, на эффект. Стихотворение, приведённое на выставке, однако, повергло меня в столбняк - такими неожиданными и эксцентричными выражениями и сравнениями оно изобиловало.
                                                         ...Размокшей каменной баранкой
                                                            В воде Венеция плыла      и т. под..
  Вообще литературное сопровождение это одна из замечательных особенностей выставки, хотя, на мой взгляд, оно несколько чрезмерно.
  Словом, выставка интересная и побудила меня узнать побольше о Венеции. При этом обнаружились некоторые неожиданные для меня вещи и возникло желание рассказать об этом городе. Конечно, рассказывать о прославленном городе, единственном в своём роде, встающем прямо из вод морских, городе, в котором, к тому же, я не была и вряд ли побываю, довольно рискованно. И всё же попробую...
    Вначале приведу некоторые исторические сведения.
    В конце IV в. по Р. Х. происходит распад Римской империи на Западную и Восточную части. В V--ом веке Западная Римская империя представляет собой несколько государств, имеющих лишь некоторую общность в управлении, а уже в конце этого века происходит её распад. В V - VII веках государства бывшей Западной Римской империи (кстати, само это название было введено позднейшими историками) подвергаются нападениям многочисленных врагов. Коренное население северо-востока современной Италии, венеты, спасаясь от завоевателей, населяет острова в лагунах Адриатического моря. На одном из островов возникает город, названный Венецией, от слова "венеты", который впоследствии становится столицей Венецианской республики.
    Республика существовала с VII по XVIII век. В годы своего  расцвета она владела не только островами в Адриатическом, Эгейском, Чёрном морях, но и обладала большими территориями на материке. Республика входила в состав Византии, вплоть до падения последней в середине XV века, однако пользовалась большой независимостью.
    В 829 году в город были привезены мощи св. апостола и евангелиста Марка, который с тех пор является небесным покровителем Венеции. Интересно также, что Венецианская республика была православным государством.  Для нас это звучит несколько странно - мы привыкли считать Венецию чисто западным городом, с населением, исповедующим католицизм. Однако так было не всегда. Лишь после падения Византии, когда соседом Венеции стала могущественная и враждебная Османская империя, Венецианская республика стала по необходимости искать помощи у западных христиан. Конечно, и до этого времени республика, в силу своего географического положения и этнической принадлежности населения, поддерживала с западным христианством тесную связь, однако духовное влияние Византии было несомненным.
    В конце VII века в Венеции был избран первый дож, правитель Венеции. Институт дожей существовал 1100 лет и был упразднён, также, как и сама республика, Наполеоном Бонапартом в конце XVIII века. После этого Венеция вошла в состав Австрии, а в 1866 г. в состав Италии.
   Наивысшего расцвета республика достигает в XV-м столетии. Цитирую: "В конце XV столетия Венецианская республика была богата, могущественна, ... среди её населения научное и художественное образование было распространено более, чем в среде других европейских наций. Торговля и промышленность процветали. Простой народ Венеции неслыханно богател, так как налоги были незначительны..." (Википедия).
    Каким образом удалось достичь такого благосостояния? Рассмотрим несколько подробнее политическую систему республики.
    Официально правителем Венеции был дож. На фото внизу "Портрет дожа Леонардо Лоредано " Джованни Беллини, 1501  год. На голове правителя шапочка в форме одного рога - традиционный головной убор венецианских дожей (рог - символ крепости).
                                                                                          1024px-Giovanni_Bellini,_portrait_of_Doge_Leonardo_Loredan - копия.jpg                                                                
    Однако власть дожа была ограниченной. Высшим органом власти в Венецианской республике был Большой совет, состоявший из представителей аристократии. Большой совет избирал дожа, причём процедура выборов состояла из 11 этапов и была очень сложной и длительной. Деятельность дожа и внутреннее состояние государства контролировал Совет 10-ти, тайный орган (даже фамилии членов этого совета были неизвестны).
    Простой народ участия в управлении не принимал, Венецианская республика была аристократической республикой. С элитой Венеции повезло. Это была настоящая христианская элита и, похоже, она помнила заповедь Христову "Кто из вас хочет быть первым, будь всем слуга" и действительно служила народу.
    Теперь мне хотелось бы рассказать очень кратко о венецианской школе живописи. Не затронуть этот вопрос нельзя, слишком уж большой вклад в мировую культуру внесла эта школа, представленная именами нескольких десятков художников, среди которых всем известные имена Тициана, Джорджоне, Тинторетто, Веронезе.
    Расцвет венецианской школы живописи приходится на XV - XVI века. Живопись XIV века ещё полностью находилась под влиянием византийской традиции и венецианские "Мадонны с младенцем" очень похожи на иконы.
    Можно ещё и сейчас встретить мнение о "застылости", "неподвижности" византийской живописи.
    Здесь нужно вспомнить, что в XIV в. иконы и произведения церковной живописи создавались не для музея, а для храма (если это был частный заказ, то, опять-таки, для молитвенных целей). В храм же человек идёт не для того, чтобы оценивать художественные особенности висящих там икон, а для молитвы. Вот почему поколениями мастеров отрабатывались специальные приёмы для изображения на иконах духовной реальности, "горняго мира", как тогда говорили (обратная перспектива, стилизованные, чаще удлинённые, фигуры, символика цвета, предметов и т. д.).
    К сожалению, сейчас об этом знают лишь специалисты да, может быть, немногие из воцерковлённых православных людей.
В царское время в России иконы называли "библией для неграмотных". Действительно, основные евангельские события, да и не только евангельские, отражены на них в полноте. Получается, что неграмотный православный человек царского времени знал о христианстве больше, чем многие наши сограждане, которые в церковь не ходят, Евангелие не читают, о вере ничего не знают, да и знать не хотят, неинтересно им это, и, однако, искренно считают себя православными.
    XV век - возвращаюсь в Венецию - был для венецианской живописи переломным: она приобретает светский характер. И хотя художники XV и XVI веков были христианами, однако их работы, даже выполненные для храма, носят натуралистический характер, резко отличающийся от иконописной традиции.
    Приведу некоторые сведения об особо выдающихся художниках и начну с рассказа о Джованни Беллини.
    Джованни Беллини родился предположительно в 1430 году и прожил долгую жизнь, почти 90 лет. В его творчестве особенно отразились те перемены, которыми отмечен XV век в Венеции. Вначале его творчество находится под влиянием византийской иконописи (не забудем, что ещё в конце XV века во всех домах Венеции висели иконы), но постепенно приобретает всё более натуралистический характер. Количество его работ огромно, он много работал для церкви, расписывал алтари, писал картины на библейские сюжеты, в то же время у него много работ и светского характера.
    У художника особенно много работ, посвящённых Богоматери с Младенцем. Внизу фотография одной из таких работ, предположительно 1475 - 1480 г.г. Очевидно, что картина написана уже в реалистической манере.
                                                                            Giovanni_Bellini_Madonna_with_Child_(1) (1) - копия.jpg
    Писал Джованни Беллини и портреты. Выше уже приведён его "Портрет дожа Леонардо Лоредано". Внизу - "Портрет кондотьера", 1480 - 1484 ( кондотьер - военачальник, руководитель военного отряда, иногда наемник).
                                                                                        Giovanni_Bellini_-_Portrait_of_Giovanni_Emo_-_National_Gallery_of_Art,_Washington - копия.jpg
    Современники Джованни Беллини (также, как и некоторые наши современники - см. Википедию)) ставили ему в большую заслугу то, что художник усваивает "новые веяния" и "не останавливается в своём развитии". Внизу фотография одной из последних работ художника и, возможно, единственная с изображением обнажённого человеческого тела.
    "Обнажённая молодая женщина с зеркалом", 1514 - 1516.
                                                                          Giovanni_Bellini_-_Young_Woman_at_Her_Toilette_-_Google_Art_Project - копия - копия - копия.jpg
    В заключение привожу фотографию одной из ранних работ художника. Это иллюстрация к житию св.Иеронима. Надо, правда, отметить, что авторство Беллини в последнее время некоторыми специалистами подвергается сомнению. И всё же помещаю снимок, уж очень картина добрая и забавная. Внизу вставка, на мой взгляд, необходимая, о св. Иерониме.
    Св. Иероним Стридонский, годы жизни предположительно 342 - 420, один из великих отцов христианской церкви. Он особо почитается в западной церкви, как аскет-подвижник и как человек большой учёности. Св. Иероним оставил после себя богатое письменное наследие: сочинения нравственно-аскетические, полемические, исторические, письма. По настоящее время он является одним из самых авторитетных толкователей Священного Писания. Основной его труд - перевод Библии на латинский язык. Чтобы сделать перевод с языка оригинала, св. Иероним изучил еврейский язык. Перевод св. Иеронима носит название Вульгата, то есть общепринятая, общедоступная Библия. Язык перевода прост и доступен. Русский филолог А.И. Малеин называет этот язык "простым, так называемым вульгарным, обыденным и деревенским..."
    Этот перевод стал нормативным для Римской церкви. С течением времени накапливались искажения и в ХХ веке началсь большая работа по редактированию перевода на основе данных современной текстологии. В 1979 году Новая Вульгата стала официальным текстом католической церкви.
    Святой Иероним родился в богатой христианской семье в городе Стридоне, в Далмации (территория примерно современной Черногории). Получил хорошее домашнее образование, которое продолжил в Риме. Уже в юные годы св. Иероним начал интересоваться Священным Писанием и почувствовал желание посвятить себя всецело служению Богу. Жизнь святого Иеронима была нелёгкой: он защищал церковь от ересей, обличал своих современников за нравственную распущенность и нехристианское поведение, так что врагов у него было немало. Последние десятилетия своей жизни он жил в пещере, в Вифлеемской пустыне, недалеко от места рождения Спасителя. В пещере у него была библиотека, которую он начал собирать ещё в юности. Он вёл аскетический образ жизни, в то же время руководя монашеской общиной и занимаясь преподавательской и проповеднической деятельностью).
     Джованни Беллини, "Святой Иероним проповедует льву". 1450.
                                                                                    Giovanni_Bellini_-_San_Girolamo_nel_deserto - копия.jpg
                                                             
    Творчество Джованни Беллини оказало огромное влияние на развитие венецианской живописи. Среди его учеников Джорджоне и Тициан. О Тициане - в следующем посте.
   
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несколько слов о Венеции, 3.

    На снимке дворец Дожей. Экспонат выставки в Особняке Румянцева. Неизвестный фотограф, 1860-е годы. Итак, несколько слов об одном из художников, не…

  • Несколько слов о Венеции, 2.

    На снимке вверху Белый зал Особняка Румянцева, оформленный для выставки о Венеции особенно удачно: пол устлан материалом, имитирующим…

  • Поездка в Старую Руссу (окончание)

    На снимке привокзальная часовня в Старой Руссе. В начале расскажу о своей поездке в Леохново, ради которой я и приехала в этот город. Сейчас в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments