nitik_680217 (nitik_680217) wrote,
nitik_680217
nitik_680217

Categories:

Старый Петербург 3.

    022 - копия.JPG
      Вверху фотография  картины с выставки "Старый Петербург". Иванов  (работал во второй половине XIX века). Дом для приезжающих Отделения почтовых карет и брик на Мойке. 1866. Это здание сохранилось, похоже, в неизменном виде. Находится оно на набережной Мойки, недалеко от ДК работников связи, здании, о котором я буду далее ещё говорить.
     Итак, советский и постсоветский периоды.
     Не буду касаться кровавых событий революции и гражданской войны, тем более что,  насколько можно судить, они не восстановлены и дело их восстановления подвигается с большим трудом. Начну со времени относительно мирного,  с начала 20-х годов. Как же выглядела бывшая столица Российской империи в эти годы?
    По воспоминаниям современников, в 20-е годы, особенно в начале этих годов, в городе было очень много пустых квартир и выглядел он опустелым. Это особенно чувствовалось осенью,  когда ветер гонял по пустым улицам жёлтые листья и обрывки бумаги.
   Ещё одна особенность города в это время, тесно связанная с первой, это множество преступников. Город был оккупирован шпаной (так их тогда называли). Шпана хулиганила, воровала, приставала к прохожим. Была шпана и посерьёзнее - налётчики. Особенно многочисленным был преступный мир Лиговки. Разрастание преступного мира связано также и с тем,  что позднее, в годы НЭПа, появились очень богатые люди.  Милиция была бессильна.
   Наконец,  ещё одна особенность города в послереволюционные годы, это переименование старинных улиц. В путеводителе по городу за 1934-й год указано около 200 переименованных объектов. Большой проспект Петроградской стороны назывался проспектом Карла Либкнехта,  Садовая улица улицей 3-го июля...ну, и так далее. Переименовывались не только улицы,  но и площади, парки, мосты. Словом, вытравлялась история города.
   В архитектуре 20-х  годов появился новый стиль - так называемый конструктивизм.
   В определение этого стиля включают геометризм, строгость, монолитность внешнего облика. Представители  этого стиля хорошо зарекомендовали себя при возведении фабрик-кухонь. Баньки также неплохо строили. Несколько мрачноватое здание на снимке внизу это здание бань, расположенное на перекрёстке Гесперовского (сейчас Чкаловского) проспекта и Большой Разночинной улицы. Построено в 20-х годах, архитекторы А.С.Никольский и Н.Ф.Демков. Здание в 1936 году перестраивалось.
                                                                                    001 - копия.JPG
Что  касается больших сооружений в стиле конструктивизма (домов культуры, например)  то они неспециалиста могут поставить в тупик. Непонятно,  является ли здание нетрадиционным и удачным или просто вычурным, и не более того. Впрочем, насколько можно судить, среди специалистов также нет единого мнения по этому поводу. На мой взгляд, дома культуры в нашем городе оставляют желать много лучшего.
    Особенно печально иногда заканчивались попытки сделать нечто ультрасовременное и ни на что не похожее на основе разорённых храмов. Фотография внизу  - "дэка" работников связи.  Здание находится на набережной Мойки,  улица Большая Морская, 58. Переоборудовано из немецкой реформатской церкви. Л.Н. Бенуа в своих воспоминаниях относит здание церкви к очень  удачным постройкам  (а он очень строг в своих оценках). Это здание,  мало того,  что неудачное само по себе, ещё и как бы нависает над  окружающей застройкой, состоящей из небольших,  скромных и совершенно прелестных особнячков.
                                                                        034 - копия.JPG
Конструктивизм как архитектурный стиль существовал  недолго и в середине 30-х годов сменяется так называемой сталинской архитектурой. Трудно сказать,  было ли это  к лучшему.
Основные свойства сталинской архитектуры  -  размах, помпезность,  использование разностилевых элементов.
   Отдельные здания сталинской архитектуры в историческом центре, на мой взгляд,  большого вреда городу не нанесли. Иногда они вписываются достаточно хорошо в окружающую застройку. Но целые кварталы сталинской постройки, ансамбли площадей, хоть и построенные с размахом, мне представляются скучными и безжизненными (проспект Стачек, Комсомольская площадь и др.).  Особенно неудачным представляется мне дом Советов на Московском проспекте, здание, которое не могут скрасить никакие деревца и фонтаны.                                             
   Есть и очень удачные постройки. Несомненно удачными являются здания вокзалов в Пушкине (архитекторы Е.А. Левинсон  и А.А. Грушке получили за эту постройку Сталинскую премию)  и Павловске, построенные в конце 40-х годов.
   В период правления Н.С. Хрущёва начинается массовая жилая застройка. Архитектура спальных районов 60 - 80-х  годов хорошо известна. Её свойства - однообразие,  обезличенность,  примитивность.
   Постсоветский период принёс с собой полное преображение исторического центра города. Этому немало способствовала кампания по ремонту фасадов,  начавшаяся, кажется, в конце 90-х годов. Не раз приходилось мне удивляться, видя,  как фасады старинных зданий, имевших какой-то неопределённый цвет из-за длительного отсутствия ремонта, невзрачных, совершенно ничем не примечательных,  после ремонта выглядели  фасадами дворцов. Однако за прекрасными фасадами скрываются те же самые коммуналки, что и раньше.
   Да что я говорю "те же самые"! К сожалению, гораздо хуже. Остановлюсь на этом несколько подробнее.
   Повышение жизненного уровня (а он, несомненно, повысился) привело к тому  что люди стали вкладывать деньги в недвижимость и, в частности, покупать комнаты в коммунальных квартирах. Это породило новые проблемы. И прежде всего  -  проблему нечистоты.
   У съёмщиков комнат в коммунальных квартирах цель чаще всего одна - заработать денег. Им не до поддержания чистоты и в тех квартирах,  где количество съёмщиков велико, они диктуют свой образ жизни. Сосед, купивший два года назад комнату в нашей квартире (квартира тогда выглядела ещё прилично) рассказывал мне,  что в течение трёх месяцев ходил по коммуналкам и ничего не мог подобрать. "Как можно жить в таком свинарнике?! Неужели для себя-то нельзя сделать?" возмущался он.
   Появление большого числа съёмщиков в коммуналках порождает, кроме нечистоты,  и другие проблемы. Одна из острых проблем возникает,  если кто-то из собственников сдаёт комнату мигрантам. А они, как известно,  живут колониями.
   Ещё неприятный момент - постоянная смена жильцов в квартире. Сколько самых разных жильцов было в нашей квартире за два десятилетия  -  не сосчитать и не упомнить.Настораживает и необходимость пользоваться общей ванной и туалетом с людьми неизвестными и неизвестно откуда приехавшими. Кроме того, съёмщики могут занести насекомых. Так, мы мучились года два с лишним, не могли избавиться от клопов.
   Иногда съёмщики ведут довольно беспорядочный образ жизни.  Рядом с моей комнатой жила одно время, к счастью, недолго,  молодая пара, приходившая домой в середине ночи с шумом и громкими разговорами. Я спала по 3 часа в сутки и засыпала на работе. ( Вообще проблема звукоизоляции в коммунальных квартирах,  переоборудованных, как правило,  из частных квартир,  остаётся очень острой). Иногда в квартире проживают лица,  которых ищет полиция. Узнаёшь об этом, естественно,  позднее. Этот список можно продолжать долго. Упомяну только о хамстве.
  Случаи открытого хамства встречаются, к счастью, довольно редко. Но бывают. Так, несколько лет тому назад у нас проживала молодая пара, которая устраивала мне скандалы. Встретят в коридоре, набросятся одновременно и залпом высказывают всё, что они обо мне думают. Наконец, я решила позвонить хозяйке. Она ответила мне буквально следующее: "Если вам не нравятся порядочные люди,  которых я к вам поселила,  то я поселю к вам пятерых кавказцев".
   Вот так, прямым текстом!
   Ещё  раза 2 - 3  я звонила собственникам,  уже другим,  и пришла к выводу, что к хозяевам обращаться бесполезно. Их не интересует ни грязь в квартире, ни поведение их жильцов. Всё, что их интересует, это отсчитываемые им купюры. В лучшем случае обращение к ним будет воспринято холодно и с неудовольствием,  в худшем  - можно услышать прозрачный намёк на возможность заселения мигрантов.
   Думаю,  вряд ли в негритянских гетто люди жили хуже,  чем в советских и постсоветских коммунальных квартирах!
   В 90-е годы власть активно занималась этим,  но сейчас,  похоже,  это никого не интересует.
    Мне осталось сказать несколько слов о постсоветской архитектуре. Правда, говорить о ней особенно нечего, хотя есть отдельные очень, на мой взгляд, удачные постройки - например, здание Новой сцены Мариинского театра. Однако чаще всего даже в так называемых элитных районах архитектура такова,  что смотришь, вздыхаешь и думаешь: "Ну неужели у нас совсем не осталось талантливых зодчих?".
    Впрочем, дело не только в зодчих.
    Вот и всё. На снимке внизу ещё одна картина с выставки "Старый Петербург". Иван Евстигнеевич Никифоров (работал в начале ХХ века). Часовня  на Лахте. 1907.
                                                                                018 - копия.JPG



    
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несколько слов о Венеции, 3.

    На снимке дворец Дожей. Экспонат выставки в Особняке Румянцева. Неизвестный фотограф, 1860-е годы. Итак, несколько слов об одном из художников, не…

  • Несколько слов о Венеции, 2.

    На снимке вверху Белый зал Особняка Румянцева, оформленный для выставки о Венеции особенно удачно: пол устлан материалом, имитирующим…

  • Несколько слов о Венеции, 1.

    Неизвестный художник с оригинала 1570-х годов Якопо Цукки (1541 - 1590). Портрет Клелии Фарнезе Чезарини, 1780 - 1860-е, экспонат выставки в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments